Подобрать персонал Телефон для работодателей: +7 (495) 724-04-19 e-mail: info@cg-profiman.ru Заявка на массовый подбор Телефон для соискателей: +7 (967)175-12-02 e-mail: cv@cg-profiman.ru
Главная \ Новости \ Наемный труд мертв.

Наемный труд мертв.

« Назад

05.06.2017 11:07

Сейчас, в 2017 году, наемный труд постепенно уходит в прошлое — компаниям гораздо выгоднее работать с аутсорс-командами, чем нанимать сотрудников в штат. Организации, придерживающиеся классической HR-политики, и закрывающие все позиции исключительно in-house, обречены на застой.

Компания может состоять только из CEO и самых ключевых сотрудников — core team, координирующей работу аутсорса и фрилансеров. Все остальные процессы — разработку, дизайн, call-центр, маркетинг и другие — можно и нужно выводить за штат.

В чем плюсы?

Для начала, это дешевле. Аутсорс подразумевает, что вы оплачиваете готовый результат, а не часы, которые сотрудник проводит в офисе. Не идет речи об оплате отпускных, больничных, декретных и так далее. Вам не нужно думать об организации рабочего пространства для нового сотрудника или отдела и их адаптации.

Но по своей сути работа с аутсорс-командой — ровно то же самое, как если бывы наняли себе программиста в компанию: при хорошем аутсорсе должно создаваться ощущение, что люди в штате. При этом компания не занимается наймом, обучением, увольнением, оплатой налогов. Все это значительно оптимизирует затраты.

Второй важный фактор — продуктивность. С аутсорсом все просто: есть результат — есть оплата. Здесь полностью исключается человеческий фактор «заболел, семейные обстоятельства, уехал в отпуск, забыл и так далее». Аутсорсер понимает, что если в срок задача не будет сделана, заказчик просто не оплатит услуги.

Если же мы говорим про работу в штате компании, то наемный сотрудник слабо мотивирован на постоянное достижение результатов и их улучшение (за редким исключением). Все системы управления мотивацией и продуктивностью — временные меры. Я вообще считаю, что человека невозможно замотивировать — он либо хочет быть эффективным, либо нет, и на это никак нельзя повлиять. Да и не нужно.

Третий плюс — гибкость и масштабируемость. Аутсорс позволяет вам масштабироваться, фактически, до бесконечности. На аутсорс или фриланс можно отдавать непрофильные задачи, а также задачи, от которых не зависит скорость и успешность монетизации продукта. Если разработка — профиль компании, то ключевое ядро программистов должно находится в офисе. Но стоит одновременно набрать удаленную команду разработчиков, которой можно будет доверить абсолютно любые задачи, кроме, наверное, архитектуры. Постоянный аутсорс необходим, когда у бизнеса есть регулярно увеличивающийся поток задач в той или иной сфере. Гораздо результативнее транслировать этот поток за штат, чем бесконечно набирать сотрудников.

Мы тоже прошли путь постепенного вывода определенных задач и процессовза штат. В начале 2016 года у нас был большой штат — более 150 человек — и многие процессы выполнялись штатными сотрудниками. Это типичная ошибка многих стартапов: сначала кажется, что чем больше людей в команде, тем быстрее компания выйдет на необходимые показатели, а работа будет делаться быстрее и эффективнее. Но мы росли слишком быстро и дорого — а это не очень здоровый рост. С таким подходом компания постоянно будет нуждаться в инвестициях, так как большой штат требует огромных операционных расходов. Постепенно вывели большинство процессов за штат, сократив тем самым ФОТ более, чем в пять раз. На аутсорсмы перевели значительную часть разработки, продажи, контент, часть колл-центра, пиар и другие процессы.

Еще одно преимущество работы с аутсорсом заключается в том, что вы чаще всего взаимодействуете с состоявшимися предпринимателями. Проверенные исполнители часто работают в небольшой команде от двух до пяти человек, руководитель такой команды уже нашел людей, организовал работу, выстроил свой бизнес, наладил процессы и нашел клиентов. Все это подразумевает наличие у человека ответственности, самодисциплины и самоорганизации. Я с большим удовольствием буду взаимодействовать с предпринимателем, чем с руководителем департамента.

И, наконец, весомый аргумент в пользу аутсорсинга — это большой опыт аутсорс команды в конкретной области. Понятно, что экспертиза целой профильной компании, которая изо дня в день выполняет задачи из одной сферы и сталкивается с огромным количеством кейсов, будет больше, чем экспертиза одного и даже нескольких штатных сотрудников.

Какие есть сложности?

Прежде всего, чтобы выстроить эффективную систему работы с аутсорсом, нужна огромная дисциплина и самоорганизованность. Мне потребовалось около пяти лет, чтобы наладить и выстроить эту схему. При работес аутсорсому нас тоже были ошибки и «косяки» — в построении коммуникаций и в организации работы. Например, не получалось сделать так, чтобы аутсорс работал такими же «спринтами», что и команда проекта: сотрудники на аутсорсинге работали своими «спринтами» или совсем в другом ритме. Позже мы научились взаимодействовать лучше и эффективнее — это вопрос навыка и опыта.

Еще один важный совет — всегда работайте с подрядчиками только по постоплате. У нас было много случаев, когда аутсорсер не выполнял работу. Но и оплату он, соответственно, не получал. По предоплате я могу работать только с уже проверенными людьми.

Важно автоматизировать как можно большее количество процессов. У нас все задачи записываются в Redmine («облачный» сервис для оперативного планирования — Forbes) и сортируются так, что я вижу, что выполнено, что в процессеи где есть простои.

Стоит иметь в виду: хороший аутсорс найти гораздо сложнее, чем штатного сотрудника. А многие предприниматели, получив негативный опыт, решают просто снова взять сотрудника в штат.

Что за рубежоми чтов России?

По оценке агентства Moody’s выручка многих европейских компаний в 2017–2018 годах вырастет именно благодаря использованию аутсорсинга. На европейском рынке модель pay-for-performance набирает все большую популярность, чего не скажешь про российский.

Если мы возьмем абсолютно любую компанию, даже мировых гигантов, то увидим, что ядро команды здесь составляют 10–15 человек. Именно от них реально зависит существование бренда и основной финансовый поток. Это ключевые сотрудники, все остальное — можно отдавать на аутсорс.

Как вы считаете, какой основной профиль компаний Nike, Adidas, Converse? Это маркетинг, дистрибуция, управление продажами и технологическая экспертиза. Производство — всегда идет на аутсорс. Для компаний-гигантов это самая жизнеспособная стратегия, так как она значительно снижает себестоимость продукции за счет невысокой заработной платы рабочих в странах, где размещено производство. А также позволяет компаниям сосредоточится на своих основных компетенциях.

Nike производит кроссовки во всем азиатском регионе на протяжении более 25 лет, непосредственно в производствеих продукции занято более чем 500 000 человек. Их стратегия аутсорсинга заключается в работес подрядчиками по всей планете. Но большая часть кроссовок и одежды сегодня производится на заводах в Китае, Индонезии и Вьетнаме. Также есть заводы в Италии ,на Филиппинах, на Тайване и в Южной Корее. Но это не просто постоянно ротируемые подрядчики. Хоть эти производства на 100% — собственность подрядчиков, но многие из них работают только с Nike и больше ни с кем.

Если мы обратимсяк опыту Apple, то увидим что с самого начала пути компания фокусировалась на разработке инновационного дизайна гаджетов. Apple не была сосредоточена на производстве и сборке продукции, поэтому просто отдала ее на аутсорс. До 2009 года огромная доля производства продукции Apple была у компаний Samsung Electronics и Foxconn. И, наверное, всем известно, что довольно большую часть разработки софта Apple отдает в Индию.

Итак, можно применять опыт глобальных компаний, даже если управляете совсем небольшой организацией. Что мешает найти хорошую команду разработчиков в регионах или, например, в Белоруссии? Почему российские компании не переходятна формат работы с аутсорсом?

Думаю, что в большей степени дело в страхе перестать видеть весь процесс работы, контролируовать ситуацию и влиятьна нее. Люди боятся, что из-за этого результат окажется непредвиденным. Ведь управлять командой на расстоянии гораздо сложнее.

Многие считают, что аутсорсинг — это какое-то агентство, которое разово делает определенную работу. Но на деле это люди, которые работают с компанией постоянно, но фактически числятся у другого юридического лица. При этом они полностью погружены в проект, у них та же схема работы, те же спринты (если это разработка), они постоянно на связис командой. Например, наш аутсорс работают с нами по методике Agile, как и основная команда, поэтому за один спринт и разработчики основной команды, и сотрудникина аутсорсе выполняют определенное количество задач, нацеленных на получение конечного продукта. Это 100%-ная погруженность в проект.

Еще одна проблема состоит в том, что предприниматель не может правильно выстроить систему работы с аутсорсом. Аутсорс для российского рынка — довольно новый формат построения рабочих процессов. Далеко не все компании умеют работать по такой схеме. Отсюда проблема в коммуникации с подрядчиками, неумение работать с аутсорс командой, четко ставить ТЗ и, как следствие, — отсутствие хороших результатов.

Но что интересно, каждый экономический кризис сопровождается повышенным вниманием и интересомк аутсорсу. В 1998 году, в 2008 году и в теченеи последних пары лет ситуация менялась. Все больше компаний вынуждены были оптимизировать затраты — соответственно, передавать часть непрофильных функций за штат.

Основной вывод для меня стал таким: для здорового и постепенного роста компании аутсорс будет лучшим решением. При правильной работе с аутсорс-командой и качественном управлении вам удастся значительно сэкономить бюджет при гораздо большей продуктивности и эффективности.

Источник: Forbes.ru