Учиться или работать?
« НазадВчерашних студентов, которые вышли на рынок труда, можно разделить на три категории. Чтобы не сравнивать мягкое с тёплым, давайте предположим, что все нижеописанные персонажи имеют в дипломе примерно равное соотношение четвёрок и пятерок.
Первая категория
Студентами они только учились и нигде не работали, за исключением весьма условной практики. То есть опыта работы у такого кандидата нет, зато он посещал все лекции, выполнял домашние задания, активно участвовал в семинарах, тщательно готовился к экзаменам, сам (ну хотя бы иногда) писал курсовые и диплом, возможно, занимался научными исследованиями. Как итог, теоретическая база на высоте, но опыт работы стремится к нулю.
Вторая категория
Студенты учились и одновременно работали по профессии. Соответственно, учились
не так много и активно, скорее, от случая к случаю. Так как работа по вузовской специальности редко предполагает гибкий график и низкую загруженность. В результате пробелов в теоретических знаниях может быть много. Зато есть практика и понимание, зачем нужна теория и как она будет применяться в жизни.
Третья категория
Студенты учились и параллельно работали, но не по профессии, а продавцами, курьерами, сторожами, официантами и т.д. Они, возможно, не прогуливали лекции ради работы, но всё равно часть их ресурсов (время и силы) уходила на зарабатывание денег, а не на учёбу. Зато у таких ребят уже есть представление о трудовой дисциплине и о том, как на самом деле нелегко зарабатываются деньги. Нет ожиданий, что им с ходу будут платить по 100 000 в месяц исключительно за диплом престижного вуза. Для достижения успехов в любой сфере нужны организованность и ответственность, а эти навыки лучше всего осваиваются на практике.
То, какой категории отдают предпочтение работодатели, очень сильно зависит от специальности. При найме менеджера по продажам может быть вообще неважно, что у него там в дипломе написано, особенно если есть соответствующий опыт работы. Для финансового аналитика картина будет совершенно другая. Плюс личное отношение нанимающего менеджера к вопросу образования.
- По идее, чем «гуманитарнее» специальность, тем больше пробелов в теории можно допустить (но всё равно лучше не допускать) – их легко нагнать по мере необходимости. Но вряд ли кому-то из нас хотелось бы лечиться у врача, который пропускал лекции, пусть даже ради подработки санитаром. Ещё критичнее, если какие-то темы выпали в процессе обучения проектировщика мостов и тоннелей.
В 2022 году Высшая школа экономики опубликовала исследование, посвященное тому, как студенты российских вузов совмещают работу с учёбой. По этим данным, самый высокий процент работающих бакалавров – на программах, связанных с искусством и культурой. А из магистрантов чаще всего работают те, кто изучает науки об обществе.
- Есть профессии, в которых вполне допустимо самообразование. Не так важно, где и как добывали свои знания программист или дизайнер, если в итоге они выдают нужный продукт. Сложнее представить самообразовывающегося юриста, а тем более метролога или геодезиста.
- Есть направления, по которым программы некоторых вузов заметно отстали от жизни. Маркетолог, не проштудировавший тома Питера Друкера и Филиппа Котлера, может быть успешен, а маркетолог, который не знает принципов настройки таргетированной рекламы, вряд ли (хотя, опять же, лучше совместить классическую теорию и современную практику). Даже краснодипломника всё равно переучивать, а вот если есть опыт работы, то работодателю будет проще.
Первоисточник - https://jobhelp