Подобрать персонал Телефон для работодателей: +7 (495) 724-04-19 e-mail: info@cg-profiman.ru Заявка на массовый подбор Телефон для соискателей: +7 (967)175-12-02 e-mail: cv@cg-profiman.ru
Главная \ Новости \ "Лишние" люди

"Лишние" люди

« Назад

07.09.2017 12:14

Основная масса мер, предложенных в проекте, должны повысить качество результатов труда посредством модернизации промышленных мощностей, закупки оборудования и переоснащения цехов, что, по замыслу разработчиков стратегии, поможет владельцам предприятий провести оптимизацию и сократить ненужных работников. 

Закупка и модернизация оборудования для промышленных линий – меры, направленные на развитие производственного сектора. Что делать с высвобожденными в результате «технической революции» работниками, в документе не предусмотрено. Очевидно, что по итогу подобного рода модернизации множество людей, особенно в промышленных моно-городах, лишаться заработка. Они, по мнению экспертов рынка, способны испортить профильным ведомствам все показатели по рекордно высокому уровню занятости.

«Дешевые» деньги

фф

Из материалов собрания Совета, которые появились в сети благодаря СМИ, удалось выяснить, что предложенный чиновниками из Минэка проект предполагает 7 главных векторов поддержки отечественной промышленности, стимулируемых правительством. Из них 6 в той или иной форме предполагают переоснащение промышленных линий и модернизацию оборудования. Повысить технологическую составляющую отечественных предприятий планируют за счет «дешевых денег»: дешевого кредитования через специальный фонд всего под 1% годовых и дешевого лизинга. Это два главных варианта, за счет которых предприятия смогут приобретать новые промышленные линии. Помимо этого, компании, принимающие участие в правительственной программе, смогут получить расширение перечня поводов для выделения инвестиционного налогового кредита и снижения его стоимости.

Отметим, что сегодня правом на такое льготное инвестиционное кредитование обладают лишь предприятия оборонного и социального секторов, конструкторские бюро и научные организации, компании инновационного сектора, девелоперы с самым высоким классом энергоэффективности, а также аграрные компании, расположенные в зонах ускоренного социального и экономического развития.

Логика разработанного Минэкономразвития проекта рассчитана не только на модернизацию промышленных мощностей, но и на высвобождение рабочей силы, которая потребуется в других секторах и предприятиях в контексте наступающего кадрового голода. Запуск проекта намечен уже на конец текущего года – если все пойдет по плану, то к следующему году предложенные Минэком меры принесут 0,15 п.п. роста внутреннего валового продукта. А к 2021 году ожидаемый эффект должен достичь 1 п.п. ВВП.

Традиционно проводить «обкатку» проекта планируется не повсеместно, а лишь в отдельных регионах страны. В этом году эксперимент будет внедрен в Тюмени, Самаре, Перми, Татарстане, Башкортостане и Туле. Если опыт внедрения проекта окажется удачным, уже к 2018 году к нему присоединят еще десять субъектов. Среди них одни из самых развитых промышленных зон, в том числе Ленинградская и Свердловская области. Еще 5 субъектов федерации присоединятся после масштабной апробации 2018 года. Конкретное число и масштабы охвата проекта пока не называются. На совещании совета всплывали цифры в полторы сотни предприятий к концу будущего года и 850 – на протяжении следующих 7 лет. При этом расходы государственного бюджета сравнительно невелики – на программу планируется потратить менее 30 млрд рублей до 2020 года.

Что делать с рабочей силой?

Тех, кого в результате модернизации компаниям придется уволить, на произвол судьбы оставлять не планируют – для них будет разработана отдельная программа стимулирования занятости. Отдельной строкой предлагается выделить самозанятых, которые получат дополнительные налоговые льготы от правительства, отсрочки по обязательным платежам на период выхода на окупаемость их бизнес-проектов, а также масштабной расширение само понятия самозанятых, в частности, расширение перечня сфер деятельности, подпадающих в категорию. Самим процессом трудоустройства государство планирует заняться уже в 2018 году. Расходы государственного бюджета на создание дополнительных рабочих мест, улучшение трудовой инфраструктуры и реализацию программ стимулирования занятости должны составить около 4 млрд рублей в 2018 году и около 10 млрд – к 2020 году.

Основную нагрузку по работе с сокращенными сотрудниками должны взять на себя региональные правительства. Дабы нивелировать возможные последствия таких массовых сокращений, региональным властям предлагается заняться работой в области повышения качества работы центров занятости, профилактической работой с руководством предприятий регионов, повышения качества управления и т.д. На самом заседании Совета глава Минэка Максим Орешкин подчеркнул, что несмотря на цели приоритетной программы высвободить лишнюю рабочую силу, люди вовсе не должны остаться без работы и уж тем более потерять в доходах и зарплате. По его мнению, очень важно, чтоб люди, которые попали под сокращение, смогли найти новое место работы, повысили свой трудовой уровень и в конечном итоге внесли свою лепту в повышение производительности труда в стране.

С тем фактом, что модернизация производственных мощностей компаний приведет к сокращению занятой на них рабочей силы, согласен и премьер-министр Дмитрий Медведев. И по его мнению, представители местных органов исполнительной власти должны быть готовы к любому развитию событий: они должны активизировать работу служб занятости, обеспечить работу в области повышения квалификации и смены профиля трудящихся, помощи гражданам в оперативном поиске работы, соответствующей их профилю, образованию и квалификациям.

Стоит также отметить, что наряду с рассмотренным проектом, Совет одобрил правительственный проект экспорта продуктов промышленности. По нему, в частности, предлагается субсидировать иностранных покупателей отечественной промышленности льготными кредитами на нее. Так, мол, отечественные предприятия смогут привлечь внимание иностранных потребителей, ориентируясь не только на внутренний, но и на внешний рынок.

Не все так просто

В целом в правительстве весьма оптимистично отнеслись к предложенному проекту. Чего, правда, традиционно нельзя сказать про экспертов рынка, сетующих на недоработку программы. Эксперты из ВШЭ, например, уверяют, что проблема низкой производительности труда в РФ состоит не только в применении советских технологий, но и во множестве других факторов. Безусловно, модернизация промышленности даст весьма ощутимый эффект, но проблемы сокращенных работников, безусловно, выйдут на первый план практически сразу. В итоге это даже может быть воспринято населением в ключе «за наши деньги правительство спонсирует наше сокращение». И ладно бы все было продумано, но пока и близко неясно, куда будут трудоустраивать сокращенных работников, кто этим будет заниматься и на чьи плечи возложат их переквалификацию. Очевидно, это будут регионы, но конкретные органы пока неизвестны.

Сетуют и на экономическую ситуацию: едва лишь формально справившись со стагнацией, отечественная экономика совершенно отмечает продолжающееся падение доходов, на фоне чего отсутствует спрос. Откуда в таких условиях будут создаваться новые рабочие места – неизвестно. Вполне ожидаемо, что сокращенным работникам придется искать работу самостоятельно, а для них пока самыми оптимальными могут быть лишь два пути: или в самозанятость, или в неформальный сектор. Но это не самое печальное – куда хуже, если после сокращения в отраслях с низкой производительностью, люди будут устраиваться на работу в сферы, где она еще ниже. Это, как известно, торговый сектор, сельхоз рынок и т.д.

Безусловно, часть из сокращенных граждан отправиться в центры занятости, но условия, которые они предлагают сегодня, совершенно никого не впечатлят. Вместо того чтоб обеспечить этих людей пособием на несколько месяцев и возможностью получить новую профессию, соответствующую их навыкам и квалификации, их будут как и раньше отправлять на общественные работы. Если таких сокращенных будет много, часть из них вполне осознанно пойдет регистрироваться в центры занятости, и как итог – это повысит рекордно низкий уровень безработицы, подпортив чиновникам официальную статистику, которой они так гордятся сегодня.

Отдельной статьей экспертной критики проходят мизерные расходы, заложенные Минэка в проект промышленной модернизации. 30 млрд, которые совокупно планируют потратить, возможно, хватит лишь на само переоснащение – даже для выплат мизерного пособия по безработице нужно гораздо больше. Впрочем, рубить инициативы правительства на корню не стоит – возможно, как раз модернизация промышленности и станет главным вектором экономического роста государства.

Первоисточник - Карьерист.ру